1 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Данная программа является дополнительной общеобразовательной познавательной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для детей 6-7 лет ознакомительного уровня. Программа позволяет дать основные представления обучающимся о школьном обучении и о первоначальной подготовке к обучению грамоте и математике. Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов. 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (С изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г); 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы»; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 1499; 9.Устав учреждения. 10. Локальные нормативные акты учреждения. Актуальность данной программы заключается в том, что для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что при ознакомлении с буквами и звуками, используются различные фонетические сказки, применяется «Игровой букварь» Ильяковой Т. Г. (основанный на методике обучения чтению Каше Г. А.). И на математике, и на грамоте применяются различные игровые формы и просмотры поучительных развивающих мультфильмов. Эти приемы способствуют лучшему запоминанию и усвоению материала в данном возрасте. Отличительная особенность данной программы заключается в углубленном изучении материала по программе и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», «Развитие графических навыков» и второе направление: «Математическое развитие». Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. 2 Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Программа модифицированная. Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе авторских программ Е. В. Колесниковой «От звука к букве» «От А до Я», Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Т. Г. Ильина «Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» (Обучение чтению по методике Г. А. Каше) и программы «Математические ступеньки» - «Я считаю до 20» Колесниковой Е.В. Особенности возрастной группы Обучение рассчитано на детей 6-7лет. 1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. 2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. 3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. 4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. 5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. 6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспри-нимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой. 7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления. 8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей. 3 9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые гео-метрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей). 11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. 12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности. Уровень освоения программы – стартовый. Объём программы - _64_ часа Срок освоения программы – 1 год Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу в каждой группе Условия реализации программы: для реализации Программы набираются дети из двух подготовительных групп (12-15 человек), из которых сформированы 2 подгруппы. Год обучения 2022-2023гг №п/п Уровень сложности Кол-во часов 1 стартовый 64 часа Продолжительность Периодичность занятий в неделю 1 ак час 2 раза Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Количественный состав 2 ак часа 64 часа 12-15 чел 1.2. Цель и задачи Цель программы: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе. Задачи: Обучающие: учить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий; освоить звукобуквенный анализ: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов; научить ставить и решать учебную задачу самостоятельно. Воспитательные: привить интерес к школьному обучению, способность к самостоятельному выполнению заданий. создать условия для успешного дальнейшего обучения в школе обеспечить рост нравственных качеств, терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим прививать элементарные гигиенические правила письма; воспитывать работоспособность, усидчивость. 4 Развивающие: развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму; развивать фонематический слух: развитие способности дифференцировать звуки; умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно; развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию; развивать произвольность психических процессов: образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей и т.д.; развивать способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий; развивать и формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач. 1.3. Учебный план Программа обучения грамоте детей дошкольников рассчитана на 32 ч. № п/п 1 Наименование раздела Всего Теория Прак тика Вводное занятие Мир звуков и букв. Слово. Гласные звуки и буквы: А, О, И, У, Э, ы 2 6 1 1 Сонорные согласные и Й 6 2 4 Двузвучные гласные Е, Ё, Я, Ю 5 2 3 Звонкие, глухие согласные 6 2 4 Шипящие согласные и Ц 3 1 2 Буквы ь , ъ 2 1 1 Повторение. Итоговое занятие Итого 2 32 1 11 1 21 1 5 2 3 4 5 6 7 Формы аттестации/ контроля Самостоятель ное выполнение игровых заданий Чтение прямых и обратных слогов Игра «Скажи наоборот» Игра с звуковыми домиками Чтение стихотворных строк Игра «Превращайка» Итоговая игра Программа математического развития рассчитана на 32 ч. № п/п 1 2 3 4 Наименование раздела Всего Теория Практи ка Числа и цифры первого десятка. Математические знаки. Решение задач Состав числа 8 3 5 4 1 3 Геометрические фигуры 2 1 1 Числа второго десятка Решение примеров и задач 10 4 5 6 Формы аттестации/ контроля Проверочная работа Числовые домики Игра «Назови фигуру» Математическ ий диктант 5 6 7 Знакомство с линейкой. Величина 3 1 2 Ориентировка во времени, в пространстве 3 1 2 Итоговое занятия. Диагностика Итого 2 32 1 12 1 20 Практические упражнения Практические упражнения Итоговая игра 1.4. Содержание программы Программа обучения грамоте детей дошкольников Раздел 1. Тема. Вводное занятие. Мир звуков и букв. Слово Теория. Сформировать представление об окружающих звуках и звуках речи; разграничить понятия «звук» и «буква», «слово». Воспитывать умение ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы. Практика. Упражнения на ориентировку в тетради в клетку. Штриховка для развития мелкой моторики. Отгадывание различных звуков окружающей среды на слух. Чтение отрывка из рассказа Киплинга «Как появилось первое письмо». Показать обозначение звуков и букв символами, учить их обозначению. Игры со словами - различать в них отдельные звуки. Чтение отрывка из рассказа Киплинга «Как появилось первое письмо». Раздел 2. Тема. Гласные звуки и буквы: а, о, и, у, э, ы. Теория. Знакомить детей с гласными звуками а, о, и, у, э, ы, учить правильно их произносить. Дать их характеристику. Практика. Игра «Поймай звук»- слышать заданные звуки в словах. Игра «Где звук?»- определение места звука в слове (начало слова, середина, конец). Обозначение гласные звуков символами красного цвета. Печатание гласных букв по образцу и под диктовку. Первичный навык чтения - слияние гласных звуков. Игры на развитие интонации и выразительности речи. Раздел 3. Тема. Сонорные согласные и й. Теория. Знакомить детей с согласными звуками Л, М, Н, Р и Й; учить правильно их произносить. Формировать понятие твердый согласный звук. Учить различать гласные и согласные звуки по способу их произношения. Дать их характеристику. Формировать навык звукового анализа слогов и слов. Знакомство с предложением. Практика. Игры на определение заданного звука в слогах, словах, предложениях и тексте; его места в слове. Обозначение твердых согласных звуков символами синего цвета. Обозначение данных звуков буквами, печатание их по образцу и под диктовку. Печатание слогов в слоговых домиках и запись слов звуковыми символами и буквами. Первичные навыки слогового чтения и коротких слов. Игры на развитие интонации и выразительности речи. Раздел 4. Тема. Двузвучные гласные Я, Ю, Е, Ё. Теория. 6 Познакомить с гласными буквами Я, Ю, Е, Ё и их значением в различных позициях в слове. Познакомить с мягкими согласными и их условным обозначением - зелёным цветом, различие твердых и мягких согласных. Учить обозначать мягкость согласных звуков при помощи двузвучных букв. Формировать навык звуко-буквенного анализа слов. Практика. Печатание данных букв, слогов и слов с ними. Игры «Подбери пару» или «Скажи наоборот»- упражнять в подборе пар слогов по твердостимягкости. Звуко-буквенный анализ слов. Формировать навыки слогового чтения и чтения слов. Раздел 5. Тема. Звонкие и глухие согласные. Теория. Знакомить детей с парами звуков по глухости-звонкости и с новыми буквами, их обозначающими; учить давать их характеристику. Продолжать знакомить детей с понятием «предложение», учить составлять схему предложения. Практика. Тренировать детей в определении глухости/звонкости согласных звуков с использованием тактильного контроля , а затем на слух. Соотношение звуков с буквами. Игры на определение места звуков в слове и обозначение их на схеме, используя условное обозначение. Звуковой и слоговой анализ слов. Формировать навыки плавного слогового чтения слов и коротких предложений. Составление схем предложений, их графическое обозначение. Раздел 6. Тема. Шипящие согласные и Ц. Теория. Знакомить детей с шипящими согласными Ж-Ш, Щ-Ч и Ц и с новыми буквами, их обозначающими; учить давать их характеристику. Практика. Игры на определение глухости/звонкости, твердости/мягкости согласных звуков с использованием тактильного контроля и на слух. Соотношение звуков с буквами. Игры на определение места звуков в слове и обозначение их на схеме, используя условные обозначения. Звуковой и слоговой анализ слова. Игры «Составь слова», «Прочти слово по первым буквам» - составлении слов из предложенных букв. Чтение предложений и стихотворных строк плавно по слогам. Работа над интонацией и выразительностью речи. Раздел 7. Тема. Буквы ь, ъ. Теория Познакомить с буквой Ь для обозначения мягкости согласных на письме. Познакомить с буквой Ъ, учить обозначать твёрдость согласных на письме с помощью буквы Ъ. Закрепить знания о твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Практика. Игры «Подбери слово» к звуковым схемам. Звуко-буквенный и слоговой анализ слов. Закреплять навыки плавного послогового чтения. 7 Программа математического развития Раздел 1. Тема. Числа и цифры первого десятка. Математические знаки. Решение задач Теория. Закреплять представления о числах и цифрах от 0 до 10. Учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой. Познакомить с арифметическими задачами, знаками, примерами на сложение и вычитание. Практика. Игры «Живые цифры», «Расставь по порядку», «Соедини вагончики» и тд на закрепление представлений о числах и цифрах от 0 до 10. Написание цифр от 1 до 9. Практические упражнения на сравнение групп разнородных предметов. Игра «Послушай (посмотри) и покажи» - упражнять в воспроизведении количества движений по названному числу. Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10. Написание математических знаков +, –, =, <, > , учить правильно их применять. Составление задач, их решение и запись с помощью математических знаков, цифр, чисел. Сравнение количества предметов и запись соотношения при помощи знаков и цифр. Закреплять умение делать из неравенства равенство. Раздел 2. Тема. Состав числа Теория. Знакомить с составом чисел из двух меньших (до 10). Практика. Игры «Числовые домики», «Заполни пропуски» - учить записывать состав числа из двух меньших чисел. Решение примеров на основе знаний состава чисел. Раздел 3. Тема. Геометрические фигуры Теория. Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция. Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Познакомить с элементами геометрических фигур (вершины, стороны, углы). Практика. Игра «На что похоже»- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Игры на классификацию геометрические фигур по разным основаниям (виду, величине). Рисование символически изображений предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию). Преобразование одних фигур в другие (путем складывания, разрезания). Раздел 4. Тема Числа второго десятка. Решение примеров и задач. Теория. Познакомить с числами от 11 до 20, новой счетной единицей – десятком и их записью. Учить определять место того или иного числа в ряду (10 – 20) по его отношению к предыдущему и последующему числу. Учить решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание. Практика. Запись чисел от 11 до 20 и тд. 8 Устанавливание соответствия между количеством предметов, числом и цифрой. Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 20, правильно отвечать на вопросы сколько? какой по счету? который? Раздел 5. Тема. Знакомство с линейкой. Величина Теория. Познакомить с сантиметром, линейкой и другими измерителями длины. Познакомить с понятиями част и целое. Практика. Измерение линейкой, определение результатов измерения в сантиметрах, учить изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Раздел 6. Тема. Ориентировка во времени, в пространстве Теория. Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, о месяцах. Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Практика. Учить устанавливать различные временные отношения. Учить определять время с точностью до получаса. Ориентировка на листе бумаги, упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. Определять положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т.д.). 1.5. Планируемые результаты Предметные результаты: По направлению: "Обучение грамоте и письму" Обучающиеся будут знать: термины: «звук», «слог», «слово», «предложение»; буквы русского алфавита; обозначение звуков (гласные – красный квадрат, твѐрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелѐный квадрат; звонкие и глухие согласные); Обучающиеся будут уметь: различать гласные, согласные, твѐрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; соотносить звук и букву; читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты; записывать слова, предложения условными обозначениями, буквами; определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов; составлять предложение из двух, трѐх слов, анализировать его. По направлению "Математическое развитие" Обучающиеся будут знать: числа и цифры до 10; числа второго десятка; понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; математические знаки и их назначение; составные части задачи; единицу измерения сантиметр, понятие «отрезок» и чем его измеряют. Обучающиеся будут уметь: писать цифры до 10; записывать числа второго десятка.; использовать и писать математические знаки; 9 сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству; дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов; измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины; решать примеры и задачи; логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий. Личностные результаты: Возник интерес к школьному обучению, способность к самостоятельному выполнению заданий. Привиты правила поведения на занятии Появились нравственные качества, терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим привиты элементарные гигиенические правила письма; проявляют работоспособность, усидчивость. Метапредметные результаты Развиты графические навыки, мелкая моторика и зрительно-двигательная координацию, ориентируются на листе бумаги в клетку; развит фонематический слух: способность дифференцировать звуки; умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно; понимают задание и выполняют его самостоятельно; ставят и решают учебную задачу самостоятельно; развиты способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий; обладают мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развиты произвольность психических процессов: образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей и т.д. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарно - тематический план (составляется ежегодно) вынесено в Приложение 1. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база. Наличие: - учебного кабинета (групповая комната) для занятий с детьми, а также - доска школьного типа с магнитной поверхностью (2 шт.) - столы на двоих по количеству детей (16 шт.) - стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей) - ноутбук - проектор Наглядное обеспечение Стенд «Буквоград» Фланелеграфы. 10 Мультфильмы из серии «Секреты тетушки Совы» - «Азбука-малышка» по ознакомлению с буквами. Видеопрезентации «Ритмы». Презентации «Часы», «Измерение»; «Гласные звуки» и др Альбом «На что похожи буквы» Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий). Схемы для чтения слогов Символы для составления картинно-графической схемы предложений. Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, элементов букв, из наждачной бумаги. Карточки-ребусы для узнавания букв. Игры «Сложи слово», «Прочитай по первым буквам», «Волшебная нить» и тд Домики «Состав числа» Карточки с образцами написания цифр. Математические наборы. Веера чисел. Макеты часов. Предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов. 2.2. Дидактическое обеспечение Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий (Приложение 2). 2.3. Формы аттестации Два раза в год в группах проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам. Параметры оценки: По направлению «Подготовка к обучению грамоте»: 1. Основные понятия и термины 2. Фонематический слух 3. Уровень развития моторики, графических навыков 4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы) 5. Чтение по слогам По направлению «Математическое развитие»: 1. Количество и счет 2. Геометрические фигуры 3. Ориентировка во времени 4. Ориентировка в пространстве 5. Величины 6. Логические задачи Используются следующие формы проверки: итоговые занятия по темам Методы проверки: наблюдение, беседы, анализ рабочих тетрадей, диктанты, проверочные игровые задания, практические упражнения и т.п. Итоговая аттестация осуществляется в форме итогового интегрированного занятия-игры. 2.4. Контрольно-оценочные материалы На занятиях применяется тематический и итоговый контроль. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за развитием каждого обучающегося (Приложение 3). Уровень освоения материала по грамоте выявляется с использованием диагностических игровых заданий, бесед, проверочных заданий, анализа индивидуальных рабочих тетрадей. Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий. Результаты диагностики уровня развития детей по грамоте 11 1.НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв. 2. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. 3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги Результаты диагностики уровня развития детей по математике 1. НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв. 2. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. 3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. 2.5. Методическое обеспечение Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде деятельности является занятие-урок, игра. Каждое занятие – это «урок», на котором дети погружаются в «школьную атмосферу», учатся нормам и правилам поведения в ней. Это способствует большему настрою и эмоциональной подготовленности дошкольников к школьной жизни. Этапы, формы, методы, способы и средства реализации программы. Программа реализуется в три этапа: 1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг в середине учебного года. 2 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми. 3 этап: итоговый. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года. Формы и методы занятий Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя: - разнообразные пальчиковые игры и упражнения; - введение игрового персонажа; - экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения; - графические, фонематические, грамматические игры; - игры на развитие внимания, памяти; - физкультминутки; - веселые дидактические игры; - самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; - занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия: - анализ, классификация предметов; - обобщение по заданному признаку; - сравнение и выделение главного; - простые умозаключения; - действия по предложенной схеме-алгоритму Игровые занятия для развития математических способностей: - овладение счетными операциями; - формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; - сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); - решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание. Приёмы и способы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ. 12 2.6. Календарный учебный график 04.10-28.12 декабрь Дата проведения итоговой аттестации 2 Дата проведения промежуточной аттестации 128 Даты начала и окончания учебного периода 32 Учебные периоды 64 Кол-во часов по программе Кол-во учебных недель 23.05 Кол-во учебных дней 04.10 Окончание занятий 2 Начало занятий Группа Год обучения 1 год май 10.01-23.05 2.7. Список литературы Литература для педагога 1. Колесникова Е. В. Рабочая тетрадь "От А до Я"- приложение к книге "Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет". Издательство «Просвещение/Бином», 2022г 2. Поурочные разработки - Планы занятий - Обучение грамоте детей дошкольного возраста - Марцинкевич Г.Ф. - 2004. 3. Т. Г. Ильина «Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» (Обучение чтению по методике Г. А. Каше) Изд. «Гном», 2022 4. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 5. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать». Конспекты занятий- ММ.: Изд. «Гном и Д»,2006 6. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать». Альбомы для индивидуальной работы- ММ.: Изд. «Гном и Д», 2006 7. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей - СПб.: Детство-пресс, 2005. 8. Колесниковой Е.В. «Я считаю до 20» Математика для детей 6-7 лет- Приложение парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». М.: ТЦ Сфера, 2018 9. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7лет М. : Акалис, 1996 10. Сычева Г. Е.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет. Конспекты. Издательство: Гном, 2022 11. Бортникова Е. Ф. Рабочие тетради для детей 6-7 лет. Изд. Литур, 2017, 2022 - Проверяем готовность ребенка к школе - Знакомимся с геометрией. - Изучаем состав чисел - Складываем и вычитаем - Развиваем пространственно-временные представления - Развиваем внимание и логическое мышление и тд Литература для детей. Серия книг «Школа для дошколят» 1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН», 2006 2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН», 2006 3. «Учимся считать» «РОСМЭН», 2006 4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН», 2006 5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН», 2006 6. «Развиваем память» «РОСМЭН», 2006 7. «Учимся читать» «РОСМЭН», 2006 8. «Учимся писать» «РОСМЭН», 2006 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарно – тематический план по обучению грамоте и письму Месяц Примечания № Тема Всего занятия занят Октябрь Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 Мир звуков. Гласные и согласные звуки. Всегда ли человек мог 1 2 говорить? Гласный звук [а], буквы Аа. 1 3 Гласные звуки [о], буквы Оо. 1 4 Ноябрь Гласные звуки [у], буквы Уу. 1 5 Гласный звук [ы], буква Ы. Деление слов на слоги 1 6 Гласный звук[э], буквы Ээ. 1 7 Чтение слов из пройденных букв. 1 8 Закрепление пройденного материала. Декабрь Согласные звуки [л, л'], буквы Лл. 1 9 Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Согласные звуки [м, м'], буквы Мм. Чтение 1 10 слогов, слов. Ударение. 11 12 13 Январь 14 15 16 Февраль 17 18 19 Март 20 21 22 23 Апрель 24 25 Согласные звуки [н, н'], буквы Нн. Чтение слогов. Написание и чтение слов. Согласные звуки [р, р'], буквы Рр. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения. Техника безопасности. Закрепление пройденного. Понятие о предложении. Составление предложений. Гласная двузвучная буква Я. Чтение слогов, слов, предложений. Буква Ю. Чтение слогов, слов. Буква Е. Чтение слогов, слов, предложений. Буква Ё. Чтение слогов, слов. Звук и буква И. Чтение слогов, слов. Звуки [г-к], [к-к'], [г-г']. Буквы Г, К. Чтение слогов, составление и условная запись предложения. Согласные звуки [д-д'], [т-т']. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений. Согласные звуки [ф-ф'], [в-в']. Буквы Вв, Фф. Чтение слогов, слов. Согласные звуки [з, з'], [с-с'], буквы Зз, Сс. Чтение слогов, слов. Звуки [п-п'], [б-б']. Буквы Бб, Пп. Чтение слогов, слов, предложений. Согласные звуки [х, х'], буквы Хх. Чтение слогов, слов, предложений. Согласные звуки [ш], [ж], буквы Шш, Жж. Чтение слогов, слов. 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечания 26 27 28 Май Мягкий согласный звук [ч], [щ] и буква Чч, Щщ. Чтение слогов, предложений. Согласный звук [ц], буквы Цц. Чтение слогов, стихотворных текстов. Звук [й'], буквы Йй. Чтение слогов, стихотворных текстов. 1 1 1 29 1 Буква Ь. Чтение слогов, стихотворных текстов 30 31 1 Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов Чтение слов, слогов, предложений, составление предложений по сюжетным картинкам 1 32 1 Диагностика Календарно-тематический план по математическому развитию Месяц № октябрь ноябрь декабрь Тема занятий Всего Примечания занятий 1 Числа и цифры от 1 до 10, знаки <, >, квадрат, прямоугольник 1 2 Знаки, соотнесение числа и цифры, математические задачи, 1 ориентировка на листе бумаги, величина. (Сычева Г.Е. стр.20 рыбалка) 3 Счет по образцу и названному числу, независимость числа от 1 пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. 4 Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, состав числа 1 6 из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры. 5 Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая 1 загадка, ориентировка во времени. 6 Установление соответствия между количеством предметов и 1 цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве. 7 Порядковый счет, счет по названному числу, геометрические 1 фигуры, логическая задача. Дни недели. 8 Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, 1 решение примеров. (Сычева Г.Е. стр.64-65) 9 Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. 1 10 Независимость числа от пространственного расположения 1 предметов, математическая загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 11 Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры – круг. 15 1 12 Отношения между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. январь 13 Число 13, математическая геометрические фигуры. задача, логическая задача, 1 14 Решение примеров, знаки +, –, величина, логическая задача, 1 геометрические фигуры - треугольники. 15 Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. февраль 1 16 Счет ни образцу и названному числу, арифметический задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. 17 Число 15, порядковый счет, соотнесение числа и цифры. 1 18 Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача. 1 Геометрические фигуры. 19 Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. 1 Март 20 Математическая загадка, знаки +, –, состав числа из двух 1 меньших, геометрические фигуры. 21 Число 17, счет по образцу и названному числу, логическая задача, 1 геометрические фигуры. 22 Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача. 1 23 Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному 1 числу, логическая задача, геометрические фигуры многоугольники. Апрель 24 Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, 1 ориентировка в пространстве. 25 Число 19, состав числа из двух меньших, величина, логическая 1 задача. 26 Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача. 1 27 Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. 1 Соотнесение количества предметов и цифры. Май 28 Решение арифметических задач, примеров, величина, логическая 1 задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. 29 Задачи-шутки, ориентировка во времени, математические загадки. Повторение пройденного примеры, 1 30 Повторение пройденного, решение примеров, дни недели 1 31 Итоговое занятие игра 1 32 Диагностика 16 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1.Составляем правила поведения на занятии вместе: Ничего не трогать без разрешения. Не вставать без разрешения. Не мешать другим. Не выкрикивать, а поднимать руку. Если хочешь что-то спросить – подними руку. На столе должен быть порядок. 17 Справочный материал по обучению грамоте 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. В русском алфавите 33 буквы. Гласных букв – 10. Согласных букв – 21. Гласных звуков – 6. Согласных звуков – 36. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают. Гласные звуки и буквы При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Гласные образуют слог. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков. Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков. Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ. Согласные звуки и буквы. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их. Согласные без гласных не образуют слога. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий). Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые). Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие). Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают. Схема фонетического разбора слова Слоги, ударные. Гласные звуки (ударные, безударные). Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие). Количество звуков и букв. 18 Таблица для чтения слогов 19 ШПАРГАЛКА для МАМ от Марины Высоцкой: «Что должен знать дошкольник по математике» Пять основных математических разделов, с которыми необходимо ознакомить детей в дошкольный период: -Количество и счет -Величина -Форма -Ориентировка в пространстве -Ориентировка во времени Количество и счет - Порядковый и обратный счёт. - Определение количества предметов (количественный счет). - Счет числительными (первый, второй и т.д.) - Соотнесение цифры и количества предметов и наоборот. - Умение называть предыдущее и последующее число. - Сравнение чисел. - Состав числа из двух меньших чисел. - Умение решать примеры. - Умение решать задачи на наглядной основе. - Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок. Величина - Умение различать величины по длине, ширине, высоте, объему, массе. - Измерение величин с помощью шнурка, полоски бумаги, линейки. - Изучение долей и умение делить предмет на части. Форма - Распознавание геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, шар, куб, цилиндр) и их элементов (вершины, углы, стороны). - Умение изображать простейшие геометрические фигуры. - Объединение фигур в группы по наличию или отсутствию двух-трех признаков ("Найди все жёлтые большие круги" или "Найди все красные не треугольные фигуры). - Узнавание геометрических фигур в окружающих предметах. - Моделирование геометрических фигур из фигур меньшего размера (составление большого квадрата из четырех маленьких или круга из полукругов). Ориентировка в пространстве - Ориентировка на листе бумаги, в тетради, на доске и т.д. - Умение различать и называть местоположение предметов в пространстве (впереди, сзади, справа, слева, внизу, вверху, между, перед, за, рядом и т.д.). - Понимание схем, планов, маршрутов; условных обозначений. Ориентировка во времени - Определение временных соотношений (сутки - неделя - месяц - год). - Знание времен года и их последовательности. - Активное использование в речи слов: утро, день, вечер, ночь. - Понимание минутного и часового интервала на циферблате часов. - Умение различать и называть слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже и т.д. 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № Ф.И. ребенка Диагностическая карта развития детей по математике _________гг Количество и Величина Геометрически Ориентир.во Ориентир. в Логические счет е фигуры времени пространстве задачи Итог с.г с.г к.г с.г к.г с.г к.г с.г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 21 к.г с.г к.г с.г к.г к.г В-высокий, С-средний, Н-низкий уровень развития Результаты диагностики уровня развития детей 2. НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв. 3. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. 3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. детей с года к года с года % к года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 22 Диагностическая карта развития детей по обучению грамоте № Ф.И. ребенка ЗВУКИ Понятие «звук» сг кг Характерис тика звука (согл.глас.;твердмяг.; звон – глух.) сг кг СЛОГИ СЛОВА БУКВЫ Положе ние звука в слове Понятие «слог» Слогово й анализ слова Чтение слогов Графич. моделир ование слова прямоуг ольник Составля ет предлож. из двух, трех слов, анализир ует его Понятие «буква» Соглас. и гласные буквы Соотнес ение букв и слогов сг сг сг сг сг сг сг сг сг кг кг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 23 кг кг кг кг кг кг кг Результаты диагностики уровня развития детей 1.НИЗКИЙ-ребенок пассивен в работе. Не владеет основными качественными характеристиками звуков и букв. 2. СРЕДНИЙ-ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого. 3. ВЫСОКИЙ-ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, место звука в слове). Соотносит буквы и слоги детей % Высокий Середина Конец Середина Конец года уровень года года года Средний уровень Низкий уровень 24