Программа Ладушки

1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
художественно-эстетической направленности, очной формы обучения, сроком реализации
1 год, для детей 5-6 лет стартового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о культуре и традициях
русского народа, народном календаре, детском музыкальном фольклоре (потешках,
пестушках, закличках, русских народных песнях, народных танцах, играх), народных
праздниках.
Уникальная, самобытная культура наших предков осознаётся современным
обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений,
приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится всё более
заметное место в выполнении задач нравственного и художественно-эстетического
воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Воспитание на
фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребёнке лучшие
человеческие
качества,
такие
как
честность,
трудолюбие,
настойчивость,
целеустремлённость, умение доводить начатое до конца. Мудрое народное слово,
отточенные веками интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует
воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым ребёнком себя
как нужной частью общества, природы.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов (список необходимо отслеживать и обновлять)
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №
1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
8.Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы,
утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года
№ 1499;
9.Устав учреждения. Локальные нормативные акты учреждения.
2

Актуальность данной программы заключается в том, что фольклор является благодатной
почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в
дошкольном возрасте. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в
работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования и
в связи с требованиями ФГОС.
Результаты мониторинга, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, показали
недостаточные знания и умения детей в области музыкального фольклора. По запросу
администрации детского сада, а также родителей этих детей стало целесообразным
организовать фольклорный кружок художественно-эстетической направленности
«Ладушки».
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
состоит в том, что она основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса. Данная рабочая программа осуществляется на основе
традиционных подходах музыкального воспитания, где представлены все виды детской
музыкальной деятельности: восприятие, исполнительская деятельность (пение, движения
под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), музыкальное творчество и
музыкально-образовательная деятельность. Репертуар программы подобран из
музыкальных произведений народной и авторской классической музыки. Задания, которые
даются детям, носят игровой, развлекательный характер обучения.
Отличительная особенность данной программы заключается в углубленном изучении
детьми народного фольклора и детского музыкального фольклора. Программа «Детство»,
по которой работает дошкольное учреждение, не достаточно полно затрагивает тему
культуры русского народа и фольклора, в частности. Поэтому была разработана данная
программа.
Программа является модифицированной, разработана на основе анализа
образовательных программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(от 2 до 7 лет) О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, программы «Ладушки» И. Каплунова, И.
Новосельцева.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 5-6 лет, состав постоянный, набор обучающихся
свободный.
Уровень освоения программы – стартовый
Объём программы - 64 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю 1 академический час
Год
обучения

Продолжитель
ность занятий

Периодичность
в неделю

1 год

1
академический
час

2 раза

Кол-во
часов в
неделю
2
академических
часа

Кол-во
часов в
год
64 часа

Количестве
нный
состав
15-18
человек

Условия реализации программы:
Основные участники реализации Программы: дети в возрасте 5 – 6 лет, родители
(законные представители), музыкальный руководитель. Социальными заказчиками
реализации программы, как комплекса дополнительны услуг являются родители (законные
представители) воспитанников, как гаранты прав ребенка на присмотр, уход,
оздоровление.

3

1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к духовной культуре русского
народа, воспитание на народных традициях и обычаях.
Задачи:
Обучающие:
 научить детей понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих
хозяина (хозяйку), мужа (жену);
 знакомить детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
 способствовать формированию исполнительские навыки в области пения,
музицирования, движения;
 расширить знания детей о традициях и обычаях своего народа, о народных
праздниках;
 научить ставить и решать поставленные задачи.
Воспитательные:
 привить интерес к народному фольклору;
 создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к
традициям своего народа и людям труда;
 формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Развивающие:
 развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
 развить музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкальнослуховые представления;
 использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
 развить эстетический и художественный вкус детей посредством народных танцев,
игр, забав.
1.3. Учебный план
№
п/п
11.

2.
3.
8
44.
5.
6.

Наименование раздела Всего Теория Практика
Вводное занятие
«Что
такое
фольклор,
детский
музыкальный
фольклор»
Раздел I:
«Народоведение»

2

1

1

9

4

5

Раздел II
«Народные песни»
Раздел III
«Игровой фольклор»

13

4

9

13

4

9

Раздел IV
«Хоровод»
Раздел V

13

4

9

13

4

9

4

Формы аттестации/
контроля
Наблюдение, ответы на
вопросы
Ответы на вопросы,
участие в народных
праздниках
Наблюдение, пение соло и
в хоре
Наблюдение, умение
подчиняться правилам
игры
Наблюдение, пение и
движения в хороводе
Наблюдение, ответы на

«Игра на детских
музыкальных
инструментах»
Итоговое занятие

1

1

7.
Итого:

64

21

вопросы, ансамблевое
исполнение на
музыкальных
инструментах
Наблюдение, ответы на
вопросы, вручение
дипломов об окончании
кружка.

43

1.4. Содержание программы
Вводное занятие
Теория. Рассказать детям, что такое фольклор, детский музыкальный фольклор». Показ
мультимедийной презентации «Детский музыкальный фольклор» (1 занятие)
Практика. Предложить детям прослушать фонограммы исполнения народных песен,
частушек, хороводов, закличек и т.д. и исполнить некоторые из них вместе с детьми. (1
занятие)
Раздел I: «Народоведение»
Теория. Познакомить детей с народными календарными праздниками: Осенинами,
Рождеством, Масленицей, Пасхой, их традициями, обычаями, обрядами, а также с малым
фольклорным жанром: потешками, закличками, считалками, частушками, дразнилками и
т.д. Показ мультимедийных презентаций по каждой теме. (4 занятия)
Практика. Учить детей исполнять потешки, заклички, считалки, дразнилки, частушки.
Побуждать детей к участию в народных праздниках и развлечениях, таких как:
«Кузьминки-осенинки», ««Всех зовем на наши святки», «Масленица-Кривошейка», «Пасха
Христова». (5 занятий)
Раздел II «Народные песни»
Теория. Познакомить детей с народными песнями, их жанровым разнообразием:
календарными песнями, колыбельными, пестушками, лирическими и обрядовыми
песнями. Просмотр презентации «Русская песня-душа народа». (4 занятия)
Практика. Слушать с детьми фонограммы различных народных песен, таких как: «Ой, где
был, сокол», «Авсень-коляда», «Утушка-луговая» и др. Учить детей исполнению народных
песен в различных жанрах соло, хором, в ансамбле, таких как: закличка «Осень, осень, в
гости просим», песни «Говорят у нас вот так!», песни «Вдоль по улице ребятушки идут»,
колыбельной «Гулюшки», пестушки «Мое дитятко в дому» и др. Исполнять их на
праздниках, развлечениях, фестивалях и т. д. (9 занятий)
Раздел III «Игровой фольклор»
Теория. Познакомить детей с народными играми различной направленности:
подвижными, малоподвижными, хороводными, театрализованными. Объяснить, что
такое игровой образ, правила игры. Просмотр мультимедийных презентаций по данной
теме. (4 занятия)
Практика. Разучивать и играть с детьми в народные игры различной направленности:
подвижные, малоподвижные, хороводные, театрализованные, с предметами, с текстом,
5

музыкальные и т. д. такие, как: «Пирог», «Колечко», «Царевна», «Петя, Петя, петушок»,
«Горелки», «Золотые ворота» и т.д. Учить детей соблюдать правила игры. Использовать
народные игры при проведении праздников, развлечений. (9 занятий)
Раздел IV «Хоровод»
Теория. Дать представление детям о русском хороводе, о его видах и основных элементах.
Просмотр мультимедийной презентации «Хоровод в жизни русского народа». (4 занятия)
Практика. Учить детей исполнению различных хороводов, таких как: «Огороднаяхороводная», «На горе-то калина», «Ой. Ты зимушка-зима», «А мы Масленицу провожали»
и др. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности
в сочетании с пением. Включать исполнение хоровода в сценарии праздников, развлечений,
концертов. (9 занятий)
Раздел V «Игра на детских музыкальных инструментах»
Теория. Знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их
классификацией (струнные, ударные, духовые, клавишные, шумовые). Учить детей
определять тембр музыкальных инструментов. Просмотр мультимедийной презентации
«Русские народные музыкальные инструменты» (4 занятия)
Практика. Учить детей играть на русских народных музыкальных инструментах по
одному, в ансамбле, с аккомпанементом и без него несложные русские народные мелодии.
Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в
соответствии с частями произведения. Включать исполнение ансамбля народных
инструментов в различные мероприятия (9 занятий).
Итоговое занятие
Практика. Концерт из полюбившихся русских народных музыкальных номеров.
Вручение детям дипломов об успешном окончании фольклорного кружка «Ладушки» (1
занятие)
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 Названия народных праздников, историю их возникновения, их обряды, традиции
(Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха);
 Малые формы фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…) и
музыкального фольклора (колыбельные, частушки, хороводы, плясовые и т.д.);
 Русские народные музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, гармонь,
гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
 Русские народные игры (подвижные, малоподвижные, хороводные);
 Понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку),
мужа (жену);
Обучающиеся будут уметь:
 Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
 Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
 Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту;
 Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре;
6

 Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка»,
«Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять
движения в свободной пляске.





Личностные результаты:
Оказывать помощь сверстникам и взрослым;
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками;
Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
Проявлять внимание и заботу к близким.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в Приложение 1.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение

Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база.
Наличие: 1. Музыкальный зал для занятий с детьми, стулья по количеству детей,
проектор, экран, ноутбук, детские музыкальные инструменты, народные костюмы для
мальчиков и девочек.
Наглядное обеспечение
1.Альбомы: Аудио альбомы по темам.
2.Слайд-фильм: Мультимедийные презентации «Рождество», «Масленица-Кривошейка»,
«Детям о Пасхе» и т.д.
3.Учебные фильмы: Обучающие мультфильмы по временам года, мультимедийные
музыкально-дидактические игры по темам.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения
занятий (Приложение 2).
2.3. Формы аттестации
Два раза в год проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая
отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
 усвоение знаний по базовым темам программы;
 овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
 развитие художественно-эстетического вкуса;
 формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Методы проверки: наблюдение, беседа.
Итоговая аттестация осуществляется в форме наблюдения, итогового концерта.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется тематический и итоговый контроль. Уровень освоения
материала выявляется в беседах, наблюдении за выполнением творческих заданий и
7

исполнением музыкальных номеров. В течение года ведется индивидуальное
педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося
(Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Используется 4 - бальная система оценки результатов
3,5-4 баллов – оптимальный уровень,
2,4-3,4 баллов – высокий уровень,
1,3 – 2,3 балла – средний уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие
интереса обучающихся к различным формам музыкального фольклора.
2.5. Методическое обеспечение
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде
деятельности является тематические, сюжетные занятия и занятия интегрированного типа.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей от 5 до 6 лет
деятельности - под музыкальное сопровождение в игровой форме.
Структура занятия с детьми включает в себя:
1. Приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Основная часть:
-Беседа, просмотр мультимедийной презентации.
-Пение, инсценировки.
-Музыкально - ритмические движения, музицирование.
4. Игра.
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает создание для
обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому способствует
использование педагогом методов обучения, позволяющих достичь максимального
результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ, наблюдение за природой,
слушание русских народных песен, сказок, демонстрация иллюстративного и
мультимедийного материала. Применяются активные методы обучения: разыгрывание
детьми русских народных сказок, инсценировки песен, хороводов и малых фольклорных
форм, участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Педагогом активно используются современные образовательные технологии:
проектные, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения.
Познавательный интерес детей усиливается за счет систематического использования
музыкального сопровождения, просмотра видеоматериалов, участия в праздниках,
развлечениях, концертах.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
Формы организации образовательной деятельности детей.
Формы работы: занятия, игры, праздники, развлечения, консультации родителей,
подготовка музыкальных фольклорных номеров.
Типы занятий: сюжетные, игровые, с предметами, танцевальные, коррекционные.
Формы занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Характер деятельности обучающихся: поисковый, исследовательский.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, в методико-педагогическом
плане ориентирована на системно-комплексный подход в выборе форм и методов
обучения.

8

2.6. Календарный учебный график

03.10-29.12
09.01-29.05

декабрь

Дата проведения
итоговой
аттестации

2

Дата проведения
промежуточной
аттестации

64

Даты начала и
окончания
учебного периода

16

Учебные
периоды

64

Кол-во
часов по
программе

Кол-во учебных
недель

16.30

Кол-во учебных
дней

16.00

Окончание
занятий

1

Начало занятий

Группа

Год обучения
1 год

май

2.7. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного
образования
2. Комплексная программа «Детство»
3. Образовательная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» (от 2 до 7 лет)
4. Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева
5. Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П.Гришаевой
6. М. Картушина «Русские народные праздники в детском саду»
7. С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Музыкально-игровой материал для
дошкольников и младших школьников «Наш весёлый хоровод»
8. Радынова О. П. «Народные колыбельные песни: слушаем и поем» учебное пособие к
программе "Музыкальные шедевры"
9. Адаптированные программы по изучению музыкального фольклора «Горенка» Н.
В. Хазовой (2-7 лет) и «Оберег» Е. Г. Борониной (2-7 лет).
10. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный
центр ВЛАДОС - 1999г.
11. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. —
М.: А.П.О., 1995.
12. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М.:
Советский композитор, 1986.
13. Русские народные подвижные игры М. Ф. Литвинова пособие для воспитателя
детского сада под редакцией Л. В. Руссковой. – Москва «Просвещение «1986
14. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /
Запись, нотация, составление Г. Науменко. - М, 1977 — 1988.
15. Мудрое слово: Русские пословицы и поговорки / Сост. А. А. Разумов. - М, 1957
16. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры).
Сборник текстов русского детского народного творчества и методических
рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов/Автор-составитель
М.Ю. Новицкая — М.: АРКТИ, 1999.
17. 11.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия.,
2004.
Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного
процесса:
1. Международный образовательный портал MAAM.RU
2. Образовательный портал России ИНФОУРОК
3. Образовательная социальная сетьnsportal.r
9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «_Ладушки_» возраст 5-6 лет.
педагог дополнительного образования _Казакова О.В.______месяц

октябрь

№
занятия

1.

Вводное. Знакомство. Просмотр презентации «Что такое
фольклор, детский музыкальный фольклор»

2-3

Беседа о календарных песнях. Слушание песни «Осень»
Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
Игра «Капуста»,
Хоровод «Огородная-хороводная».
Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).

4-5

Разучивание хоровода заклички «Осень, осень в гости просим».
Игра «Капуста»,
Хоровод «Огородная-хороводная».
Знакомство со звеньями свадебной игры.
Игра «Колечко»
Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой
или др.

6-7

Знакомство с частушками. Презентация
«Частушки любит наш народ». Исполнение частушек.
Хоровод «Как пошли наши подружки».
Знакомство с ложками. Игра на ложках по одному и в ансамбле
Игра «Петя, Петя, петушок».

8
ноябрь

Тема обучающего занятия

Фольклорный праздник «Кузьминки-осенинки»

1-2

Беседа о предназначении потешек. Презентация «Что такое
потешка?»
Разучивание потешки «Иванушка»
Песня «Говорят у нас вот так!»
Русский народный танец с платками.
Хороводная игра «Царевна»

3-4

Беседа о колыбельных песнях. Презентация «Колыбельнаяпервая песня детей»
Разучивание колыбельной песни «Гули»
Знакомство с балалайкой
Слушание звучания балалайки»
Игра «Пирог»

5-6

Слушание дразнилок. Презентация по теме.
Заучивание дразнилки «Андрей-воробей»
10

Песня «Как у наших у ворот».
Игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле и поодному.
Игра «Капуста»
7-8

декабрь

январь

1-2

Знакомство со считалками. Презентация по теме.
Разучивание считалки «На золотом крыльце сидели»
Разучивание хоровода «К нам гости пришли»
Игра «Жмурки с колокольчиком»
«Здравствуй, зимушка-зима!» Презентация о встрече зимы у
русского народа.
Разучивание хоровода «Ой, ты зимушка-зима»
Знакомство с русской гармошкой. Слушание звучания
гармошки.
Игра «Дед Мороз-догонялки»

3-4

Разучивание заклички «Приди, зима»
Разучивание хороводной игры «Мороз» «Каблучок»
Игра на музыкальных инструментах (по выбору детей)

5-6

Беседа о прибаутке. Презентация по теме.
Разучивание прибаутки «Зайка белый»
Повторение хороводной игры «Мороз»
Разучивание песни «Как повадился коток»
Подвижная игра по желанию детей.

7-8

«Новый год у ворот» Презентация о новогодних традициях
русского народа.
Слушание «В низенькой светелке»
Повторение знакомых хороводов»
Подвижная игра «Два Мороза»

1-2

Рождественские каникулы. Фольклорный праздник «Всех зовем
на наши святки»

3-4

Знакомство с праздником Рождество и рождественскими
Святками. Презентация по теме.
Слушание «Авсень-коляда»
Разучивание рождественских колядок.
Разучивание хороводной игры «Идет коза по мостику»

5-6

Знакомство с праздником «Крещение». Презентация по теме.
Слушание «Крещенские перезвоны»
Разучивание хоровода «Ой ребята, тара-ра»
Подвижная игра «Заморожу»

7-8

Знакомство с русскими народными свистульками. Презентация
по теме.
Слушание звучания свистулек.
Игра на свистульках.
Повторение знакомых хороводов и хороводных игр.
11

февраль

март

апрель

1-2

Беседа о русских народных играх, об их многообразии.
Презентация «Кто не играл, тот детства не видал»
Повторение русских народных игр по выбору детей.
Разучивание хоровода «Эх, зимушка-зима!».
Игра на знакомых музыкальных инструментах.

3-4

Беседа о колыбельных песнях. Повторение знакомых
колыбельных.
Слушание колыбельной «Баю-баю-баюшок»
Повторение хоровода «Эх, зимушка-зима!». Побуждать детей к
инсценировке хоровода.
Подвижная игра «Дед Мороз-догонялки»

5-6

Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.
Презентация по теме.
Слушание «Выходила наша Масленица».
Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин блиночек».
Разучивание песни «Блины»
Игра «Горшок».

7-8

Повторение приговорок про Масленицу.
Хоровод «А мы Масленицу провожали»
Игра на знакомых шумовых музыкальных инструментах.
Русская народная игра «Масленица с платочком»

1-2

Подготовка к празднику. Фольклорный праздник «МасленицаКривошейка»

3-4

Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде,
связанным с этим временем года. Презентация по теме.
Закличка «Весна-Красна»
Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
Повторение знакомых песен.
Подвижная игра «Гуси».

5-6

Беседа о русском народном инструменте гусли.
Слушание звучания гуслей отрывка из сказки «Садко»
Повторение знакомых хороводов.
Разучивание русской народной игры «Солнышко-ведрышко»

7-8

Беседа о частушках «Веселые частушки»
Слушание частушек в исполнение народных коллективов
Исполнение знакомых частушек
Разучивание хоровода «Весняночка»
Подвижная игра по выбору детей.

1-2

Беседа о народных песнях. Презентация «Русская песня-душа
народа»
Слушание песни «Уж я сею - высеваю».
Разучивание песни «Шел Ванюша»
Русская народная игра «Ручеек»
12

май

3-4

Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. Презентация по
теме
Слушание и разучивание пасхальных приговорок.
Повторение знакомых песен.
Хороводная игра «Кострома»

5-6

Подготовка к празднику.
Фольклорный праздник «Пасха Христова»

7-8

Слушание песни «Утушка - луговая».
Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»
Хоровод «Вот уж скоро лето».
Игра на детских музыкальных инструментах.
Хороводная игра «Кострома».

1-2

Беседа о закличках. Презентация по теме.
Слушание и повторение знакомых закличек.
Разучивание песни «Прялица»
Подвижная игра «Горелки с платочком»

3-4

Просмотр мультимедийной музыкальной сказки «Теремок»
Беседа о различии регистров (мелодиях животных) в сказке.
Разучивание хоровода «У бабушки Натальи»
Игра на детских музыкальных инструментах.
Подвижная игра «Гуси»

5-6

Инсценировка музыкальной сказки «Теремок»
Повторение знакомых песен и хороводов.
«Любимые русские народные игры». Повторение подвижных
игр по выбору детей.

7

Фольклорный концерт для родителей «Встреча у околицы»
(на основе музыкального материала всего года)

8.

Итоговое занятие. Беседа с детьми о пройденном материале.
Вручение дипломов об успешном окончании фольклорного
кружка «Ладушки»

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список примеров дидактического материала
1. Инструкция по технике безопасности для воспитанников на занятиях в
музыкальном зале
Во избежание несчастных случаев воспитанники должны приходить на музыкальное
занятие и уходить обратно только в сопровождении воспитателя или помощника воспитателя.
Назад в группу детей сопровождает воспитатель или руководитель кружка.
1. Общие правила поведения детей.
1.1. Без разрешения взрослых дети не должны пользоваться музыкально-спортивным
инвентарем.
1.2. При использовании инвентаря на занятиях, дети не должны бросать его на пол,
наступать на него, а также бросать его в окна, в стены.
1.3. Запрещается бросать стульчики на пол, прыгать на них и с них, вставать ногами на
стульчики.
1.4. Запрещается сидя на стульчике, раскачиваться на нем, а также вытягивать вперед ноги,
чтобы другие воспитанники не споткнулись.
1.5. Если стульчик оказался сломанным — отдать его воспитателю или музыкальному
руководителю.
1.6. Не допускается прыгать и передвигать тяжелые предметы в зале (столы, декорации и
т.д.).
1.7. Не допускается трогать пианино, аккордеон. Открывать крышку пианино, нажимать на
клавиши и кнопки аккордеона.
2. Во время музыкального занятия
2.1. В упражнениях, плясках, играх, хороводах воспитанники не должны бегать навстречу
друг другу, сталкиваться, толкать друг друга и хвататься за одежду, подставлять подножки.
2.2. Если во время исполнения движений под музыку (прыжки, легкий бег, поскоки и др.)
случайно падает предмет, который воспитанник держал в руках - не останавливаться и не
поднимать его до конца движения, чтобы не создавать помех другим воспитанникам.
3. Правила пользования детскими шумовыми инструментами.
Прежде всего, инструменты нельзя бить и бросать на пол, в окна и зеркала. К музыкальным
инструментам каждый воспитанник должен относиться бережно.
3.1. Свирели
- Свирель держать в руках так, чтобы инструмент не был направлен в лицо или тело рядом
стоящего или сидящего воспитанника.
- В рот брать только мундштук.
- Не передавать уже использованный инструмент другому воспитаннику без специальной
санобработки.
3.2. Бубны - Бить в бубен не очень сильно, чтобы не поранить руку.
14

3.3. Ложки - Ложками стучать аккуратно («щека» об «щеку», не колотить в них, чтобы не
разбить в щепы и не занозить руки.
- Если ложка случайно сломалась - отдать воспитателю или музыкальному руководителю.
3.4. Металлофоны - Не переносить их с места на место, чтобы не уронить и не пораниться.
Не выламывать пластинки.
Руководитель кружка обязан напоминать воспитанникам вышеуказанные правила и следить
за их выполнением, а также предупреждать поведение гиперактивных и расторможенных
воспитанников при проведении активных движений, игре на музыкальных инструментах и
при различных перестроениях.
2. Перечень основных понятий, изучаемых в ходе реализации программы по годам
обучения:
Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую
систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. (потешки, пестушки,
заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники)
.

Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.
Пестушки – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические
процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни.
Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками,
ножками
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям
природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором
нараспев.
Приговорки – обращения к живым существам, например, к насекомым, птицам, животным.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим
соблюдением ритма
Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во
внешности ребенка, в особенностях его поведения, рифмованное прибавление к имени.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть
поясняет первую.
15

3. Репертуар на учебный год:
1. Закличка «Осень, осень в гости просим».
2. Хоровод «Огородная-хороводная».
3. Хоровод «Как пошли наши подружки».
4. Песня «Говорят у нас вот так!»
5. Хороводная игра «Царевна»
6. Колыбельная песня «Гули»
7. Песня «Как у наших у ворот».
8. Хоровод «Ой, ты зимушка-зима»
9. Закличка «Приди, зима»
10. Хороводная игра «Мороз»
11. Песня «Как повадился коток»
12. Русская народная песня «В низенькой светелке»
13. Хороводной игра «Идет коза по мостику»
14. Хоровод «Ой ребята, тара-ра»
15. Хоровод «Эх, зимушка-зима!».
16. Колыбельная «Баю-баю-баюшок»
17. Запевка «Выходила наша Масленица».
18. Русская народная песня «Блины»
19. Хоровод «А мы Масленицу провожали»
20. Закличка «Весна-Красна»
21. Хоровод «Идет Матушка Весна».
22. Хоровод «Весняночка»
23. «Веселые частушки» для детей
24. Русская народная песня «Уж я сею - высеваю».
25. Русская народная песня «Шел Ванюша»
26. Закличка «Дождик, дождик, поливай!»
27. Хоровод «Вот уж скоро лето».
28. Хороводная игра «Кострома»
29. Русская народная песня «Прялица»
30. Хоровод «У бабушки Натальи»

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ и обобщение полученных результатов диагностики детей
фольклорного кружка «Ладушки»
№

Список детей

Показатели уровня развития детей
1
2
3
4
5

6

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

17

7

Общая
оценка

Уровень
развития

Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей, деленных на общее
количество показателей-7. Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле
У. муз. р.= 1+2+3+4+5+6+7
7
1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
2- наличие элементарных знаний о народных традициях
3- формирование певческих навыков
4- багаж народных игр
5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)
6- знание русских народных инструментов
7-художественное творческое развитие
Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)
Уровни
Оптимальный
Высокий
Средний

Итоговые показатели (в баллах)
3,5-4 балла
2,4-3,4
1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста
IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к
музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовывать музыку, применяя
художественно-образное описание, самостоятельно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается
творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.
III (Высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и
умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую
18

характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной
памятью.
II (Средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением
охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или
моторную помощи

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».